?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Выставка фоторабот оккупантов в Брянской областной библиотеке. Попытка мягкой реабилитации нацизма?
asvorobey
11 апреля 2015 года в Брянской областной библиотеке им.Тютчева открылась фотовыставка «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы». Чего можно ожидать от выставки с таким названием, проходящей в государственной библиотеке в канун семидесятилетия Победы?


Афиша выставки.

Как минимум, адекватного освещения периода фашистской оккупации. Ведь у нас огромный счёт к оккупантам. Из более 27 миллионов жертв агрессии нацистов 17,5 миллионов - это гражданское население, люди, которые были угнаны и сгинули в фашистском рабстве, были расстреляны, повешены, замучены оккупантами, умерли от невыносимых условий и т.д.


Открытие выставки

А по сути, что получилось? Подборка фотографий из серии «война-войной, а жизнь продолжается» или «не так страшен чёрт, как его малюют», выставка фоторабот оккупантов, созданных, очевидно, в агитационных целях.
Когда посетители выставки, среди которых школьники и студенты, без каких-либо пояснений увидят на стене фотографию, сделанную профессиональным фашистским фотографом, на которой улыбаются выстроенные для фотоснимка дети, с подписью «На уроке в средней школе, 1942 год» - это вызывает вопрос: а какова цель публикации этих фотографий? Что хотят этим сказать создатели выставки?



Заголовок к фотографии: «На уроке в средней школе, 1942 год». Фото немецкого фотографа.

Понятно, что такая фотография хорошо бы смотрелась в материалах фашистской пропаганды. Непонятно, зачем эту фашистскую агитку демонстрировать на выставке в преддверии 70-летия Победы?
Между прочим, фашистский «Лебенсборн» похищал детей и на территории Брянской области.Как пишет исследователь проф.Х.Вирст, из похищенных «Лебенсборном» вернулись домой всего лишь 3%. «Если мать и отец сопротивлялись, эсэсовцы убивали их на глазах у ребёнка» - так про методы работы «Лебенсборна» рассказывает пресс-секретарь ассоциации «Рождённые войной»Г.Свиллен.

Так может надо не снятые фашистами постановочные фото улыбающихся детей показывать, а демонстрировать снимки из лагерей «Лебенсборна» —это лучше раскроет тему судьбы советского ребёнка, попавшего в лапы нацистов? Или разместить рядом с нацистским фото письмо Кати Сусаниной, над которой нацистские «хозяева» бесчеловечно измывались и довели девочку до самоубийства, о чём она рассказала в предсмертной записке и завещала отцу отомстить проклятым оккупантам— на наш взгляд это значительно лучше раскрывает тему судьбы замученного нацистами ребёнка.

И ладно, если бы рядом с подобной постановочной нацистской фотографией были показаны жертвы оккупантов, то есть если бы выставка ясно показывала, чем отличалась реальность оккупации от нацистской постановки с улыбающимися детьми. Ну или хотя бы было сделано соответствующее текстовое пояснение рядом с фотографией. Но этого нет. В результате посетитель приходит на выставку и получает представление об оккупации по нацистским фотографиям: он не об искалеченных судьбах жертв нацистов узнаёт (зверств оккупантов нет на фото), а видит детские улыбки на постановочной нацистской агитке.

Или, например, фотография с подписью «Репетиция оркестра Локотского самоуправления, Локотской округ, 1942 год».


Репетиция оркестра локотского самоуправления.

Локотское самоуправление печально «прославило» Брянщину чудовищем-карателем Антониной Макаровой, которая расстреляла в Локте больше 1500 человек. Сформированная в Локотском самоуправлении РОНА (Русская освободительная народная армия) в 1944 году получила название «29-я гренадёрская дивизия войск СС». Это в чистом виде каратели, которые уничтожили тысячи и тысячи советских людей. На выставке же показывают не зверства РОНА в Локте, а…репетицию оркестра. Возникает тот же вопрос – зачем это показывать? Как это связано с судьбами детей? Мы убеждены, что рассказывая о Локте нужно демонстрировать материалы о жертвах РОНА, чьи судьбы были оборваны в Локте, а не заменять их фотографиями оркестра. Или хотя бы дать справку рядом с фотографией, что такое было Локотское самоуправление и сколько судеб советских людей там было оборвано фашистами и их пособниками.


Захваченные пособники партизан. Щелкните по фото, чтобы увеличить.

Выставку немного разбавляет серия фото «Захваченные пособники партизан». Но возникает тот же вопрос - разве эти фото раскрывают их судьбу?  Судьба многих пособников партизан закончилась в Локте и других подобных местах, где их массово убивали. Об этом на вывешенных фотографиях мы не увидели ничего.
Зато увидели много фотографий, вроде «Крестьянка в праздничной одежде», «Крестьянка за тканием пояса» и т.п.


Крестьянка в праздничной одежде. Щелкните по фото, чтобы увеличить.

Такой выставке лучше подошло бы называние «Оккупанты рассказывают об оккупации».Чем оправдывают такую подборку фотографий организаторы выставки?
На вопросы, почему на выставке размещены сделанные оккупантами фотографии, которые формируют умеренно-положительную картину оккупации, почему не показаны зверства оккупантов?— мы услышали в ответ: мол, у нас таких фотографий нет.


"A Russian woman tries to shelter her infant amidst the ruins while Axis forces shell of the small village of Krasnaya Sloboda during Operation Barbarossa, the Axis invasion of the Soviet Union. Krasnaya Sloboda, Bryansk Oblast, Russia, Soviet Union. 30 August 1941. Image taken by Anatoly Garanin. "
https://www.pinterest.com/pin/110690103316596020/


Организаторы выставки не смогли или не захотели найти фотографий жертв фашистов?


То есть, логика следующая: массовые захоронения жертв оккупантов в Брянском регионе есть, а фотографий не нашли, поэтому будем показывать сделанные нацистами фото с улыбающимися детьми и крестьянками в праздничных платьях под заголовком «детские судьбы».

А почему на выставочной стене не оказалось фотографий детей-партизан, которые сражались с оккупантами, или их судьбы не имеют отношения к войне?


Партизаны Брянщины. 1943 год. Фото Б. Игнатовича.
(Источник - http://hc.east-site.ru/bryansk.html)
Почему бы не рассказать на выставке про эти судьбы?


Непрозрачна цель выставки. С одной стороны, организаторы утверждают, что не хотели осквернять память о Великой Победе. С другой стороны, подборка фотографий транслирует образ оккупации, который формировался самими оккупантами, пытавшимися при помощи подобных материалов разложить сопротивление населения оккупационному режиму.

Легко себе представить, как будет «работать» такая выставка в воспитательном и образовательном процессе и какое представление об оккупации она cформирует у посетителей. Приходят в государственную библиотеку школьники, студенты, преподаватели, учителя, которые хотят получить представление о Брянске периода оккупации по документальным фото. И на выставке они не видят почти ничего, что рассказывало бы о зверствах фашистов на оккупированных территориях, а вместо этого видят сделанные фашистами фотографии (в том числе постановочные фашистские агитки) с улыбающимися детьми, крестьянками в праздничных платьях, крестины детей и т.п.

Понятно, что организаторам выставки невыгодно и не хочется все это понимать (мы предложили им доработать выставку – хотя бы снабдить фотографии соответствующим сопроводительным текстом, но получили отказ). А вот руководство государственной библиотеки не может не понимать, какова логика проведения мероприятия незадолго до 70-летия Победы. И не может не понимать, что представленная на выставке подборка изображений нацелена на решение единственной задачи - размывание образа фашистского врага в памяти российского общества. А если это руководство всё прекрасно понимает – значит это делается намеренно? И не в первый раз?
Но это уже тема другой статьи.

P.S. На наш взгляд в Брянске давно назрел вопрос о необходимости создания областного общественного совета, в сферу которого будут входит вопросы патриотического воспитания и недопущения попыток реабилитации нацизма.



Кажется недавно пара яблочных депутатов начала выть, что стенгазета Шаги Истории необъективно освещает историю России.
Как относятся к объективности организаторы выставки?
Почему отображена только одна сторона, причем без необходимых пояснений? То есть постановочные фото выданы за обычные?

Потому, что сегодня либерал фашисту - друг, товарищ и брат. Это иллюстрирует, например, отношение "яблочников" к киевской хунте.

Не договаривать - одна из форм лжи.

А нацизм ни как не мешает быть патриотом. Нацизм - это идеология интернациональная, ее последователями могут быть хоть негры, хоть евреи. Кстати, японцы и евреи самые яркие представители нацистской идеи, которая, впрочем, присуща всем народам, ибо в основе любой этнической мифологии лежит миф об особенности, божественности данного народа. Другое дело, что случаются передозировки.
Кстати, антифашизм это обратная сторона фашизма. Он тоже может быть агрессивным, тоталитарным и людоедским. А национальный социализм и даже расизм может быть вполне себе пушистым и не опасным. Япония, например. Попробуйте интегрироваться в японское общество. Ничего не выйдет. Японец - это сверх человек, а прочие - унтерменши. Это у них забито крепко на подсознательном и культурном уровне. Попробуйте стать евреем, да хотя бы британцем - вы всегда будете человеком второго сорта. И что, белые стали любить черных, отменив расовую сегрегацию? Ни фига подобного. Китайцы считают себя лучшими, мусульмане только мусульман, даже чукча - это собственно человек, а остальные как выйдет.
И таки, мы воевали не с нацизмом, а с конкретными немцами, многие из которых были весьма далеки от собственно какой-то идеологии, так же как русские коммунисты по большей части знали про марксизм не более чем, про содержание Майн Капф Гитлера.

да-да, их нацизм не мешает быть карателям их патриотами ))). Вы к этому? "Пожалуйста, проложитесь под оккупантов и будьте патриотами нацистов". Выставка ведь как раз об этом говорит. Ну нацики, ну ладно. А мы ж патриоты... вопрос ЧЬИ? А народ он все помнит...

вот же сволочи. есть тема по выставке в ВК https://vk.com/bonub?w=wall-32614295_2109

а вот копии доклада о расстреле мирный жителей деревни Хацунь



им что помешало его вставить в экспозицию?

Edited at 2015-04-14 07:28 am (UTC)

Мягкая сила во всей красе.

Организаторам выставки - три года читать материалы Нюрнбергского процесса каждый вечер, вслух и с выражением. Тогда, может, полегчает


>"На вопросы, почему на выставке размещены сделанные оккупантами фотографии, которые формируют умеренно-положительную картину оккупации, почему не показаны зверства оккупантов?— мы услышали в ответ: мол, у нас таких фотографий нет".

Значит и не искали. Вот после такого ответа можно точно сказать, что организаторы выставки изначально были нацелена показать только положительную картину оккупации.

А кто эти организаторы?
Стоило бы обозначить их поконкретнее - хотя бы для той же наглядности..

Павел Марченков, Юрий Кузнецов, Роман Смольский. Связаны с краеведением и поисковыми отрядами.

Интереснее другое - как библиотека согласилась принять такую выставку в год 70-летия победы?

Думаю, следует разделять патриотические воспитание (пропаганда) и историческое исследование. На сколько мне известно данные материалы выставлтся впервые и представляют уникальную историческую ценность.
И неужели вы считаете своих сограждан настолько тупыми, что на их отношение к оккупации может повлиять фото улыбающегося ребенка? Причем показанная не на первом канале в праймериз тайм, а в узком круге любителей истории, которые пришли на эту выставку совершенно осознанно.

кто пришел осознанно? школьники? не смешите.

всем прекрасно понятно что на выставку будут заглядывать те кто приедет целенаправленно в город в канун Дня Победы. Скорее всего есть уже план мероприятий школьных в числе которых есть посещение музея а значит и выставки

и так далее.

надо ли объяснять что здесь все звенья совершенно не зря?

Выставка - старая, блудливая песня про то, что "немецкие солдаты тоже люди". Нелюди - фашисты. Здесь не может быть предмета для дискуссий.

Спасибо, kotbayn, 100% с Вами согласен! Фашисты - НЕлюди! Иногда мне приходится спорить с людьми, призывающими стать и на "другую" точку зрения, т.е., посмотреть на происходящее "их" глазами. И я тогда тоже говорю, что фашисты - нЕлюди, на их точку зрения становится нельзя просто потому, что они - фашисты. Приведу пример. Мой отец погиб в 42г. под Ленинградом. Но он успел узнать, что его сестра эвакуировалась, а другую сестру оставила, и та - погибла. Отец тогда написал маме, что он ей этого никогда не простит (хотя о смерти тётки мы узнали уже после войны, т.е., он предвидел её судьбу). И вот тут я смог стать на сторону тётки, которая уехала. Она уговаривала сестру, сколько могла, но у неё было 2-е маленьких детей и мать. Сестра же упёрлась и сказала, что мужа не оставит (он, кстати, выжил). Так вот в этой ситуации можно стать на другую точку зрения. Когда же пытаются оправдать фашистов (сегодня - бандеровцев на Украине), об этом даже говорить неприлично! Если бы они не носили нацистскую символику, если бы не реабилитировали Бандеру, Шухевича, солдат дивизии СС Галичина, т.е., если бы они просто изгнали одного подонка и на его место посадили другого, тут ещё можно было бы о чём то говорить, но привести к власти бандеровцев и объявить их хорошими украинцами - это верх подлости! То же и с этой выставкой. Тут надо прекратить разговоры, а просто уничтожить те снимки, благо, художественной ценности они не представляют!

Edited at 2015-04-14 03:00 pm (UTC)

И еще мне не понятны ваши нападки на Андрея Кукатова и Себястьяна Штопера. Эти люди проделали коллосальную работу, провели уникальное исследование (стоит лишь взглянуть в главу "источники" "Нелегального Брянска). Да политическая позиция, выводы Андрея могут вам не нравится. Ну так проведите свои исследования, не кто же не запрещает. Так нет вы вы ступаете с позиции "не читал но осуждаю". По моему такой подход ведет лишь к деградации дискурса.

Во-первых, покажите, где вы видите в статье фамилию Кукатов, Штоппер?
Это вы назвали эти фамилии, а не я.

Во-вторых, что вам непонятно? Вам непонятно, что значит, когда человека спрашивают, считал ли он предателями пособников фашистов ("золотой фонд абвера"), а он отвечает - "Если вы спрашиваете, предателями чего? Советского Союза - на, да. А были ли они предателями русского народа - не знаю! Думаю, что нет."

Вам непонятно, что записывать обращение пособника фашистов, сбежавшего в Аргентину, и транслировать его в государственной библиотеке - недопустимо?

Edited at 2015-04-14 09:20 am (UTC)

Будь я организатором той выставки, я бы ещё выложил в открытый доступ в зале периодику с оккупированных территорий. А так, похоже, выставка неплохая. По крайней мере, показывает, что жизнь под немецкой оккупацией - это не сплошные расстрелы 24 часа в сутки и вечная осень, как нам представляла этот период советская пропаганда.

Вашингтонский обком одобряет. Ну кто был сомневался.

(Deleted comment)
Интересный комментарий по поводу этой выставки отсюда:

Сестра моей бабушки фронтовички Евфросинья Петровна попала в оккупацию на брянщине. Полицай из местных помогал, как мог, мирным жителям и партизанам. Он предупредил ее о том, что местных по немецким спискам скоро отправят эшелоном в Германию. Она была очень красивой женщиной. Она значилась в этом списке. Чтобы спастись, она срезала свои длинные пшеничные косы, выбрила голову клочками. Ноги же она поранила ножом, а в раны всыпала....хлорку! На следующее утро, когда за ней пришли, у нее была высокая температура, ноги распухли и пошли пятнами, на растрепанной голове был намотан вонючий платок. Ее не забрали, т.к. немцы были очень брезгливы. Ей повезло так же, что ее болезнь не приняли за тиф. Дома с такими больными фашисты сжигали. После войны, спустя 7 лет, она вышла замуж и переехала жить в другое село. Там она встретила двух полицаев, которые угнали из ее родного села более 150 человек в конц. лагеря и на рабские работы. Среди них была ее двоюродная сестра. Ее никто предупредить не успел. Ни один из этих угнанных жителей не вернулся домой живым...Полицаев арестовали и казнили по суду. До самых последних дней у бабушки Фроси болели ноги. Но никогда она не пожалела о своем решении.

Мне стыдно и больно, когда такие музеи позволяют себе глумление над нашей памятью, над нашими великими предками, над нашей историей в так сильно пострадавших регионах. Еще я испытываю ярость и гнев оттого, что не могу своими глазами посмотреть на инициаторов подобных "проектов", задать им вопрос: "ЗАЧЕМ ВЫ ЭТО ТВОРИТЕ? Что святого у вас есть?!"

В метро также рекламируют фашизм. Вчера видел наклейку http://ostap-bulba.livejournal.com/56852.html
Процесс идёт по полной.

Опять "отличилась" областная библиотека. Странные всё-таки у нас библиографы и библиотекари: либо совсем потеряли стыд и рамки приличия, не замечают всей этой неофашистской мерзости, либо вообще поступают так сознательно (что совсем плохо).

Вот в Самаре главной библиограф открыто призывает не мазать одной краской бандеровцев: http://nemarksist.livejournal.com/26523.html